Противники введения чрезвычайного и военного положения могут вздохнуть с облегчением, чрезвычайная ситуация с ними не имеет практически ничего общего начиная от схемы введения, и заканчивая правами и свободами граждан.
В отличие от ЧП, решение о введении, которого сначала принимает Совбез, потом подписывает Президент, а после этого за него голосуют народные депутаты, с «ситуацией» все намного проще. Ее вводят по решению правительства. При этом срок ее действия неограничен никакими рамками (ЧП вводят на 60 дней в отдельных регионах и на 30 дней по всей стране). И по базовым принципам, и по задачам ЧП и ЧС отличаются существенно.
При ЧС, в отличие от военного положения, не действует особый режим мобилизации, у физических и юридических лиц не могут конфисковать материальные ценности — это запрещено. Средства массовой организации закрывать не будут, и никто не запретит собрания и митинги.
Тем не менее в правительстве отмечают, что чрезвычайная ситуация – это важный шаг в работе. Действительно, он направлен не на простых граждан, а на местные власти. Они должны теперь позаботиться о том, как создать резерв с продуктов и медикаментов и как доставить их нуждающимся. Помимо этого, чиновники должны работать над решением вопросов по восстановлению инфраструктуры, а также выделить деньги с бюджета на незапланированные траты.
Некоторые политики уже заявили о том, что режим чрезвычайной ситуации ровным счетом ничего не дает Донецкой и Луганской области. Она была бы уместна, если бы ее ввели, например, когда поезд с химикатами потерпел аварию. А когда населенные пункты обстреливают из тяжелой военной техники, нужно включать более жесткие механизмы государственного контроля. Вопросы, связанные с продуктами питания и медикаментами, не самые важные, главное – обеспечить безопасность простых украинцев.