Главная » Реклама » За гранью видимого: Цветочные композиции художника Клокова

За гранью видимого: Цветочные композиции художника Клокова

Произведения искусства, будь то увлекательные романы или живописные полотна, творятся по принципу айсберга, и как сказал Хэмингуэй их величавость в том что они “только на одну восьмую возвышаются над поверхностью воды». Открывая часть сюжета, автор всегда оставляет большую и невидимую часть на откуп зрителя, полагаясь на его интуицию и индивидуальную глубину. Тем не менее многие зрители очень желали бы заглянуть за кулисы авторского видения и понять, что же хотел сказать автор.

Взглянуть на “подводный фундамент” творчества известного художника современности Алексея Клокова, можно на примере трех цветочных композиций — в них художник обыгрывает символизм сосуда, как источника жизни, и произрастающих из него цветов, как аллегории развития проявленной сущности и реализации скрытых возможностей.

Незримое покровительство. Холст, масло, сусальное золото.

С этой точки зрения глиняный горшок на картине «Незримое покровительство» олицетворяет тело человека, мифологически сотворенного из глины, в котором горит целостный божественный огонь — душа (красно-желтый цветочный каскад). Акцентом в картине является высокопробное сусальное золото, как символ божественного промысла. Непрерывная линия олицетворяет постоянное присутствие Бога — то, что произносится на каждой Ектении, в каждом дьяконском возгласе; то, о чем звучит неусыпаемая псалтирь, в каждой молитве монаха. На контрасте с предметным изображением букета художник подчеркивает нетварность божественных энергий, присутствующих и освещающих.

Обретение даров. Холст, масло.

На картине «Обретение даров» в корзине сосредоточено и бережно уложено все самое прекрасное — индийский розовый лотос, голландский ирис, вдохновенные фрезии… Корзина здесь как метафора большого кошелька, в изобилии хранящего материальные и духовные плоды. Одним из основных элементов в картине выступает зеленое яблоко, в сочетании с общим символизмом продолжающее идею обретения даров. «Попасть в яблочко» является знаком точности и аксиомой материализации урожая в корзине.

Чудеса цветения. Холст, масло.

Высший пилотаж изображен на картине «Чудеса цветения», когда условия для роста прекрасных цветов создаются из «фигуральной лужи», практически из краски на асфальте; когда нет никаких предпосылок, но триумфальное действие тем не менее происходит и выражается ростом и цветением. В композиции обращает на себя внимание отсутствие листочков в изогнутых стеблях цветов. Тем самым художник подчеркивает, что вся энергия цветения ушла не на предварительную подготовку к основному действу, а на сам результат, который первичен.

Таким образом, все три композиции Алексея Клокова через образ букета последовательно раскрывают динамику трех качественно разных уровней реальности: тела, пульсирующей души и божественной защиты на картине «Незримое покровительство»; конкретности цели, материального и духовного содержания, на картине «Обретение даров»; высшего мастерства в получении желаемого на картине «Чудеса цветения». Дополнительным связующим элементом трех произведений является фоновое присутствие индиго цвета, который традиционно несет в себе величайшие таинства высшей силы и, как знак новой формации, — новую энергию, новое сознание и новый век гармонии и мира, который у каждого зрителя индивидуален и неповторим.

113